June 23, 2013

Путешествие в детство.




- Давайте сегодня съездим в Чудиново? - Передложил Степан Иванович, когда мы собрались за завтраком.

- В Чудиново? Смешное какое название. :) А что там? - полюбопытствовал Михаил.

- Это поселок, где прошло детство твоей мамы, - с улыбкой отозвалась моя мама.

- Что мы там будем делать? - Сын продолжал задавать вопросы.

- Просто посмотрим на деревню... На школу, где я училась до восьмого класса. На дом, где мы жили. И еще мне очень хочется погулять по тому лесу, опушку которого было видно с крыльца нашего дома, - в моем голосе зазвучала легкая ностальгия.




Тридцать пять километров по бетонированному шоссе до Елбани, села, где мама с отчимом жили еще недавно, еще пятнадцать - по засыпанному щебнем, укатанному проселку - и тайга, до этого близко обступавшая дорогу, расступилась.

Я завертела головой, рассматривая пейзажи за окном внедорожника:

- Вот и Чудиново. Здесь по-прежнему леспромхоз? Порядка чуть больше. Раньше штабеля спиленных бревен занимали всю эту гору, многие из них не успевали обработать и со временем они просто сгнивали.




Мы спустились вниз с невысокого холма, на котором располагались пилорама, склады леса и готовых материалов. Поднялись на другой холм, к школе, остановились неподалеку от деревянного домика, где прошло мое детство.

Я узнала этот дом, но теперь он выглядел чужим. Тогда, более тридцати лет назад, наш двор казался мне просторным и уютным. Он всегда утопал в цветах, выращиваемых мамой, а теперь на самом видном месте у входа в дом красовалась высокая поленница с дровами.

Я мотнула головой, удивившись своему равнодушию к строению, где прожила семь лет:

- Поедем лучше туда, на опушку леса!

Внедорожник, который вел Степан Иванович, развернулся и направился к зеленеющему на холме березняку.




Остановились на опушке, вышли из машины. На меня нахлынули воспоминания...

Сколько раз осенью или весной я прибегала со школы, быстро выпивала стакан молока, уже на ходу жевала краюшку хлеба, торопливо отвязывала от цепи отцовскую охотничью собаку (Дика или Рэкса?) и мы наперегонки устремлялись сюда, под сень берез? Вприпрыжку бежали через светлый лес, густо заросший высокой сочной травой, а потом начиналась тайга - смесь высоких пирамидальных пихт и елей, развесистых рябин, тоненьких осин и редких березок.

К горлу подкатил комок. Как же я скучала по этому лесу! Еле удержалась, чтобы не захлюпать носом от избытка чувств и услышала голос сына:

- Может быть немного прогуляемся вдоль дороги?

Мама отозвалась:

- Вы погуляйте, мы вас здесь подождем.




... Заросшая травой колея нырнула в низину, провела нас мимо остроконечных молодых елей и вывела на косогор, зеленеющий летним разнотравьем.




Я узнавала цветы и травинки, упивалась такими знакомыми и любимыми с детства ароматами:

- Огоньки уже совсем отцвели...

- Какие огоньки? - не понял сын. При том, что оба его родители по образованию биологи, Михаил - истинный программист, и почти все дикие цветы для него - "ромашки". :)




- Видишь большие оранжевые цветы? Это купальница азиатская. Если пойти отсюда налево, то в километре-двух будет согра, а посредине ее - поляна. В конце мая эта поляна становилась оранжевой от расцветающих огоньков. Я любила туда пробираться по травяным кочкам, торчащим из воды, и собирала цветы. Вообще-то там был мостик, но по кочкам - гораздо интереснее.




- А вот это лютики... Голубые цветы - вероника, а вон те - незабудки, - продолжала я извлекать из глубин памяти полузабытые названия.

- Незабудки я знаю, - отозвался Миша.

Мы прошагали еще несколько сотен метров по залитому солнцу лугу, сладко благоухающему медом и свежим ароматом зелени. Мне казалось, что я могу так идти бесконечно, наслаждаться легким свежим ветерком, слушать гудение толстеньких шмелей, деловито суетящихся около цветов, вдыхать в себя запахи сибирского лета. Как хорошо было бы упасть в эту зеленую свежесть, лечь на спину и бездумно смотреть в бездонную голубизну неба...




- Наверно Баб Рита со Степан Иванычем нас уже потеряли, - голос сына вернул меня к действительности, - Пойдем обратно.




Мы повернули назад к березовому околку на холме, вышли на луг, жизнерадостно золотящийся лютиками. Я снова принялась вспоминать:

- Вон там был наш огород для картошки. А вот здесь - питомник местного леспромхоза. В нем высевали семена пихт и елей, чтобы потом высаживать их на вырубах.




- О, овечки! - жизнерадостно воскликнул сын, когда мы проезжали по узкой деревенской улочке. Достал телефон, высунулся в окно машины и принялся фотографировать животных, шарахнувшихся в сторону от такого пристального внимания.

- Ты что, овец не видел? - Удивилась я.

- Ну... Вообще-то видел, только очень давно.

- Вам с Линдой обязательно надо съездить в Новую Зеландию! Новозеландские овечки никого не оставят равнодушными, такие милашки, - я начала возвращаться из сладкого плена воспоминаний к настоящей действительности.




Мы еще немного постояли около школы. Я заглянула в палисадник:

- Вон там у забора всегда росли роскошные разноцветные аквилегии, вот здесь на клумбах - астры, бархатцы, алиссум, а теперь одна трава бушует...

- А кто цветы сажал? Учителя?

- Нет, школьники. У нас в июне всегда была летняя практика, мы приходили на несколько часов, высаживали рассаду цветов и овощей (там, за школой был маленький огород), поливали грядки и клумбы, пололи сорняки. За учениками присматривал дежурный учитель, но основная инициатива в украшении и озеленении школы и усадьбы шла конечно же от директора, - я с улыбкой посмотрела в сторону мамы.

Сын покивал головой. А я продолжала воспоминания:

- Вот эти три окна - там был кабинет русского языка и литературы.

- Ты помнишь? - Удивилась мама.

- Как я забуду, если ты мне там двойки ставила! - Засмеялась я.

- Мама шутит, - моя мама повернулась к Михаилу, - она всегда была примерной ученицей.

- Я в этом не сомневался! - Усмехнулся мой сын.

- А на подоконнике среднего окна стоял гиппеаструм. Однажды он расцвел!

- Гиппеаструма я уже не помню, - мама покачала головой.

Мы еще немного постояли у школьной ограды. Я последний раз посмотрела вниз на потемневшие от времени крыши домов и хозяйственных построек, на невысокое длинное строение магазина, куда я почти ежедневно бегала за хлебом, на клуб, куда мы ходили смотреть кино...

Я родилась не здесь, той деревеньки, где я провела первые годы своей жизни, уже нет на картах Маслянинского района. Поэтому Чудиново, маленький глухой поселок в Новосибиркой области у самой границы с Алайским краем я по праву считаю своей малой родиной. А старенькое деревянное здание с голубыми наличниками и навесом над большим крыльцом целых семь лет было моим вторым домом.




P.S. Часть фотографий сделаны сыном его мобильным телефоном. :)

36 comments:

  1. Трогательно, глаза на мокром месте, хоть я там и не росла.
    Красиво, Света, очень красиво, тепло и душевно. Хорошо, что дом стоит и в нем живут.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо!

      Наверно тот факт, что дом по прежнему стоит на месте, произвел на меня мало впечатления. Гораздо радостнее мне было увидеть школу и родной лес - в них протекала большая часть моей жизни.

      Ирин, я сама got emotional, пока писала. :)

      Delete
    2. Я люблю деревянные дома, сам факт, что столько лет дом стоит, в нем живут, и это далеко не в самом мягком климате, впечатляет.
      А лес - это да, у городских детей - это двор и, если повезёт, парк.
      Красивые у вас там леса, я никогда в тайге не была.

      Delete
    3. Мне кажется. что в наших субропиках деревянному дому выжить сложнее, чем в Сибири. Там - морозы, которые словно "консервируют" обработанное дерево. А у нас - термиты, разные жуки-древоточцы, плесень...

      Ирин, я считаю, что мне повезло, что я до пятнадцати лет прожила в тайге. Очень люблю дикую природу и до сих пор вижу сибирские леса во сне. :)

      Delete
  2. мне захотелось съездить и посмотреть на это лес и опушку. Так трогательно, Света,... спасибо.А фотографии чудесные..

    ReplyDelete
    Replies
    1. Женя, от Новосибирска до этого поселка - всего 200 км. :) Только вряд ли он произведет на тебя большое впечатления, это для меня эти места - напоминание о давно прошедшем детстве.

      Delete
  3. Ох Светк, я чуть сама не расплакалась :-) единственная существующая ностальгия для меня - это ностальгия по детству ...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да. :) Самая светлая ностальгия по давно ушедшему детству.

      Delete
  4. Добрый, душевный, трогательный рассказ. Красивые фотографии. Спасибо, Свет! :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Что-то потянуло меня сегодня на сентиментальность. :) А до этого многие месяцы почему-то не могла подобрать слова.
      Спасибо, Лиса, за понимание!

      Delete
  5. Света,спасибо за такой трогательный пост о Родине! Я много ездила по России и много чего повидала,красивые у нас места,огромные просторы и есть,где разгуляться!
    Фотографии чудесные. Всему приходит время,пришло оно и к тебе,чтобы ты рассказала нам о поездке.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Очень красивые в России места. Я по России ездила немного, в восточной части страны дальше Н-ска вообще не была, но люблю русскую природу нежно. :)

      Delete
  6. Как душевно написано:) здорово наверное ненадолго вернуться в детство:)
    Я раньше жила на севере, там ваши огоньки (которые азиатская купальница) называют жарки)

    ReplyDelete
    Replies
    1. О, а купальница и на севере есть? Как интересно. Я ее видела еще только в Горном Алтае, куда мы тоже на практику ездили. Потрясающе красивое растение, правда?

      Delete
    2. Да, в норильской тундре ее полно)

      Delete
  7. Светлана, спасибо Вам за фото и рассказ...Я сама из Омска, помню бабушкин дом большой деревянный в деревне, все дество там..так все было чудеснео... и я тоже биолог по образованию и тоже в Брисбене сейчас живу...как иногда бывает...спасибо)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Марина, здравствуйте! Приятно познакомиться! В каком районе сейчас живете?

      Детство - это такое время, когда все "деревья были большими". :)

      Delete
    2. Светлана, мне очень приятно познакомиться! Мы пока в районе Hamilton, временно) Даа, деревья были большими) для меня ими были сосны и кедры в Сибири...Вы правы, золотое время) спасибо!

      Delete
    3. О, Hamilton я знаю, мы проезжаем мимо, когда направляемся на Sunshine Coast. Мне очень нравится отрезок дороги, идущий непосредственно около реки, мне кажется, что там должны получаться великолепные вечерние фотографии с видом на город.

      Delete
  8. Прочитала с большим интересом. Я как-то недавно была на своей родине...вот дом, где прошло все мое детство с рождения, показался мне совершенно чужим! там живут совершенно незнакомые люди. И в палисаднике у них другие цветы. И даже в школе мне не было так волнительно...А вот когда мы подошли к опушке леса, сразу вспомнилось многое! он почти примыкает к нашему городку, и на его лужайках прошло все мое детство. Поэтому, Светлана, большое спасибо за нахлынувшие воспоминания!!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я рада, что мой рассказ о детских воспоминаниях вызвал такой отклик. :) Счастливые воспоминания детства - это так прекрасно!

      Delete
  9. Света, спасибо за фото и рассказ! Я очень скучаю по тайге, хотелось бы съездить, но некуда - тот поселок, где мы жили, расселили. А ваши огоньки мы жарками называли. И рощ березовых у нас совсем не было, только сосны в основном, пихты, лиственницы да елки...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Юля, а я еще раз мечтаю побывать в тайге весной, когда листочки деревьев только начинают зеленеть, а вся земля покрывается красочным ковром из первоцветов. Волшебное время!

      Delete
  10. Свет, спасибо! Прям слезу пустила)))) пока читала, и свое вспомнила.... тоже есть похожие воспоминания, только о летних каникулах в деревне на протяжении восьми лет. Как-то, все больше грусти в этих воспоминаниях..... И удивительное дело, мои воспоминания становятся все ярче! Хотя должны забываться.....

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надеюсь, что ты слезу пустила фигурально, а не буквально? :) Хотя я сама тоже разволновалась, пока писала.
      И правда, какие-то воспоминания годами остаются удивительно яркими и красочными. Не хочу их забывать, потому что они большая часть меня. :)

      Delete
  11. Света а у тебя мама учительница и тебя учила? хорошие воспоминания из детства...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хм, а это не становится понятным из текста?
      Я очень сомневаюсь, что дети учителей согласятся с тобой, :) в том что иметь одного или обоих родителей в учителях - это самое хорошее воспомининие из детства.

      Delete
    2. Светлана, у меня оба родителя - учителя))) и отец меня ВСЕГДА держал в ежовых рукавицах, чтобы, не дай бог, тень какую на честь учительскую не бросила))

      Delete
    3. Как это знакомо. :)

      Delete
  12. Воспоминания детства самые-самые.... Хорошо, когда есть возможность вспомнить и ощутить то, что было раньше.... Съездить на нашу бвышую дачу, что ли? ) года три уже хочу, не выбраться никак... в последний раз была там лет 20 назад.... А тут как толчок от тебя получила )

    ReplyDelete
    Replies
    1. Поезжай на дачу, :) что в городе сидеть! У вас почти лето, все цветет, зеленеет и звенит - красота.
      До конца ощутиь "как раньше" у меня уже не получается, но вспоминать и немножко ностальгировать очень приятно. :)

      Delete
    2. у нас дожди и плюс 6 градусов )) какая там дача.. ждем лето снова

      Delete
  13. Воспоминания из детства всегда вызывают массу добрых и положительных эмоций! Я очень хочу поехать в бабушкину деревушку. И бабушки уже нет и дом сгорел, а восопминания остались. Уверена что точно разревусь если попаду туда снова. Спасиба, Света!

    ReplyDelete
  14. Такая светлая ностальгическая грусть! Я даже пожалела, что не смогу попасть в места своего детства... Там после " чеченской войны" ничего не осталось, весь город отстроили заново. Так что буду наслаждаться твоими рассказами)))))
    А у моего дядюшки все цветы- лютики))))))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Война - это ужасно! Хорошо, что теперь уже все отстроили. Я недавно увидела в какой-то телепрограмме Грозный и поразилась тому, как выглядит этот город сейчас. Современный мегаполис с небоскребами.

      Delete